Куклы викторианской эпохи
Любая кукла - отражение своего времени. Это проявляется в мимике, выражении лица и одеждах.
Только богатые люди могли себе позволить приобрести куклу.
В Англии при королеве Виктории — с 1837 по 1901 год — представители крупной буржуазии и аристократии имели роскошные дома и гардероб, отличавшийся от одежды бедноты.
Это обстоятельство нашло отражение и в внешнем виде кукол того времени.
Английские мастера в конце XX века создавали модели соответствующие позднему викторианскому периоду - примерно 1880-м годам. Среди коллекционеров ценятся красота и качество фарфоровых лиц и рук этих кукол, одетых в костюмы, отражающие роскошь эпохи.
Отличительные черты кукол того времени:
- улыбающееся фарфоровое лицо
- прическа из шелковык ниток.
- шелковый парик
У фарфоровых кукол не бывает волос, вклееных в голову. Обычно кукольная прическа представляет собой парик, который крепится на основу из ткани или пробки. Такие парики с эффектным блеском подходят маленьким куклам. Шелковые нитки удобно укладывать, из них можно сформировать пучки и нежные локоны.
Происходящие изменения в тенденциях моды, такие как переход с неудобного кринолина на облегченный вариант, юбки с турнюром и подушечкой, прикрепленной под ней, нашли отражение в производстве кукол.
В эпоху колониальной экспансии появляются экзотические детали, перья марабу, страуса или райских птиц, которые находят широкое применение в аксессуарах и дополнениях к образам кукол.
Дамы под солнцем
До середины XX века, когда загар прочно вошел в моду, светские дамы защищали лица от солнца либо соломенными шляпами с большими полями, либо зонтиками. Оба эти аксессуара стали непременными атрибутами дамского гардероба XIX столетия.
Зонтик от солнца всегда считался элегантным и изысканным аксессуаром дополняющим тщательно подобранный туалет во время утренних и дневных прогулок, но исключительно в летнее время года, так как защищал от палящего солнца. В конце XIX — начале XX века джентльмены и простолюдины забросили свои зонты от дождя в дальний угол, а дамы продолжали ходить с зонтиками от солнца, что придавало изысканную утонченность. Зонтики от солнца изготавливали из дорогих тканей их украшали кистями, кружевом, вышивкой и оборками. Ручки зонтов это подлинные произведения искусства.
Немецкие и Французские мастера, производя куклы, конечно же копировали современную моду. Мы видим множество кукол кокетливо держащих в руках миниатюрноый зонтик.
Европейские производители кукол
Куклы немецкой фабрики Kammer end Reinhardt в период сотрудничества с компанией Simon end Halbig славились качеством и красотой. Роскошные наряды сочетались с техническими новшествами, такими как фарфоровые зубки или "флиртующие" глаза. "Флиртующие" глаза имели кроме свинцового противовеса имели дополнительные противовесы и крючочки, позволяющие кукле водить глазами.
Модели этой фирмы изготавливались из бисквитного фарфора, локти и колени - на шарнирах с плавающими шариками, тогда как плечи бёдра и запястья - на шарнирах с фиксированными шариками.
Отличительной особенностью всех шарнирных соединений являлось овальная, а не привычная округлая, форма прорезей. Именно это позволило придать больше естественности позам. Кроме того, бедренные шарниры спереди имеют вырезы большего размера, благодаря чему куклу можно сажать, не разводя ног. Туловище превосходного сложения, выполнялось детально, хотя казалось излишне тонким по сравнению с головой. Но естественность и объём добавляла одежда.
Куклы Жюмо
Фабрика Кэммер и Рейхардт была основана в 1886 году в Тюрингии (Германия) и функционировала до самой смерти Ф. Рейхарлта в 1925 году. Спустя год после ухода их жизни Э.Кэммера, производство объединилось с компанией Симон и Хальбиг. Единое клеймо обеих фабрик впервые появилось в 1909 году на затылках "характерных" кукол, с успехом продававшихся в Европе, Африке и Америке.
Семья Pierre-François Jumeau владела магазином тканей в Ремаларе в 1837 году.
Однажды во время деловой поездки в Париж он встретился а позже и женился (в январе 1841 года) на племяннице Люциуса Юния-Херисси, одного из немногих французских производителей кукол. Попав в семью Herissey Жюмо заинтересовался производством кукол. Он получает бесценный опыт и знания. В то время наблюдался рост в Французской экономики и международных рынков, что позволяло расширять производство.
В 1841 году Жюмо работал в партнерстве с Луи-Дезире Белтоном, но спустя несколько лет (в 1844 году), после смерти его жены, он начал свой собственный бизнес. Уже в 1848 году Жюмо стал популярным производителем кукол и завоевал бронзовую медаль на Парижской выставке 1849 года. В 1851 году он принимает участие в Лондонской всемирной выставке.
Куклы Jumeau получили широкую оценку, завоевав множество наград и на других международных выставках.
Первые модели были сделаны из папье-маше и без клейма, что в настоящее время порождает проблемы с идентификацией. Куклы позднего периода уже можно однозначно идентифицировать как произведённые его фабрикой, но их, к сожалению, не так много и относятся они к 1870-м годам. В 1850-х годах компания добавила в портфель свой продукции эмалированные фарфоровые куклы.
В 1872 году Пьер-Франсуа, недовольный качеством головок для кукол, которыми он закупал в Германии, основал фарфоровую фабрику в Монтрее, чтобы обеспечить собственное производство. После чего и сам стал поставщиком для других производителей кукол.
После смерти отца, сын Пьера Франсуа Жюмо - Эмиль, продолжил дело и в 1899 году вступил в S.F.B.J. (Французское общество производителей кукол и игрушек).
В конце XIX века автоматические механизмы «оживили» многие кукольные «головы Жюмо». Лица этих молодых дам соответствуют канонам красоты своего времени, и на сегодняшний день высоко котируются среди коллекционеров. Отличительные особенности продукции фабрики Жюмо, это удлиненное лицо, короткие волосы из мохера и огромные миндалевидные карие глаза выполненые из папье-маше.
В образах своих кукол, Жюмо воплотил представления о классической красоте 19 века, привлекая к работе известных скульпторов. Создав необыкновенную коллекцию, фабрикант увековечил свое имя.
Марка Bebe Jumeau широко известна в кругах коллекционеров нашего времени.